Сущность приватизации

Термин «собственность» впервые появился в России при Екатерине Великой, а сам институт собственности в то время был пропитан государственным началом. Так что приватизационные проблемы имеют, можно сказать, исторические корни. Отношения собственности исторически переходящие. Они постоянно развиваются, в основном в области производительных сил. В основном смена отношений собственности происходит в переходных для общества период. В начальный период приватизированными становятся средства производства, созданные в предыдущий период. По мере завершения этого процесса начинается возрождение реального сектора экономики, что и становится основой расширенного воспроизводства вновь сформированной системы экономических отношений как отношений собственности.

Все многообразие форм собственности сводится к двум вариантам: общественная (государственная) форма собственности и частная. Общественная форма собственности называется также федеральной, республиканской, муниципальной и т.п. Общество делегирует права управления частью своей собственности федеральным властям или властям республиканским, областным, городским и даже общественным организациям. С другой стороны, частная собственность может выступать в форме индивидуальной, кооперативной и корпоративной, долевой и акционерной и т.д. 1.2. Функции приватизации

Приватизация имеет массу функций и решает ряд проблем: сокращение расходов государства и увеличение бюджета, борьба с монополизмом и повышение рентабельности предприятия создание широкой социальной базы мелких собственников в политических целях и другое.

Страны, переходящие от командно-административной системы к рыночной, с помощью приватизации стараются развить многоукладность экономики и создать институт частной собственности. В постсоциалистических странах приватизация является инструментом, с помощью которого изменяются отношения собственности и создания социальной базы нового общественного строя - широкого среднего класса. Ниже более подробно рассмотрим основные функции приватизации:

Функция укрепления общественного строя

Возникнув, государственный сектор со временем становится частью, составляющей народное хозяйство. Данный сектор может увеличиться в кризисное для страны время, например во время войн, кризисов, при необходимости создания объектов инфраструктуры или экспериментальных производств. Также сектор может и сокращаться в экономике без помощи приватизации, за счет более быстрого развития частного сектора. Размеры государственного сектора и его роль в национальной экономике являются как количественным так и социально-экономическим показателем, так как устойчивость общественного строя зависит и от степени господства определяющих экономических отношений собственности и предпринимательства в народно-хозяйственном комплексе в целом. Увеличение госсектора уменьшает поле деятельности частного предпринимательства и создает угрозу существующему строю.

При чрезмерно разросшемся государственном секторе приватизация чаще всего незаменима, так как она укрепляет социально-экономический строй в той мере, в которой этот сектор не является необходимым для сохранения этого строя элементом. Итак мы видим, что вопрос о приватизации основных объектов госсектора появляется тогда, когда частный национальный капитал может существовать без соответствующего государственного объекта или когда жизненно важный для народного хозяйства объект стал настолько рентабельным и конкурентоспособным, что не нуждается в государственных капиталовложениях, дотациях и льготах.

Нужно oтметить, что время приватизации -это благополучные годы, в которые происходит благополучное хозяйственное развитие, отсутствие кризисов, потрясений, рост государственного сектора за счет нового строительства или национализации предприятий и отраслей частных владельцев происходит в стрессовые годы, в такие годы например имеет место быть подготовка к войне, война, послевоенная разруха,экономические кризисы, которые вызваны например потерей колоний, резким снижением национальной конкурентоспособности. Разумеется, эти суждения относятся к обществу, существующему в рамках одного и того же социально-экономического строя.

Социально-политическая функция

Как известно, приватизация при стабильной рыночной экономики помогает расширить социальную базу общественной системы и государственной политики - это и является основой социально-политической функции. Расширение социально-политической базы выражается в поддержке правительственного курса во время выборов, референдумов, а также в средствах массовой информации, общественных движениях, в виде материальной поддержки предвыборной кампании соответствующих партий.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Политика занятости в современной России
Занятость является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чистое экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание. Как экономическая категория, заня ...