Рынок

На рынке производители оказываются в условиях, прямо противоположных тем, в которые их ставит недалекий менеджер.

На рынке меняется характер обратной связи с отрицательного на положительный - теперь уже более эффективный производитель получает большее количество ресурсов за счет большей прибыли. Такое изменение ситуации оказывает просто фантастическое действие - система приобретает волшебное свойство - способность к самоорганизации. (Если быть точными, то расслоение производителей в условиях администрирования тоже самоорганизация, но это "плохая" самоорганизация).

Изменение знака обратной связи изменяет нашу поверхность почти до неузнаваемости - катастрофа сборки остается таковой и впредь, но ее устойчивые и неустойчивые участки меняются местами. А это означает, что от всей поверхности остается только маленький язычок посередине, бывший ранее неустойчивым. За пределами этой части поверхности рабочие точки могут либо находиться в самом низу (то есть отсутствовать на рынке), либо на самом верху (то есть занимать весь рынок).

В начальный момент могут существовать только монопольный производитель с большей эффективностью производства. Более слабые производители могут играть только эпизодическую роль на почти незаметном уровне.

В условиях ужесточения рынка, однако, наступает момент, когда возможности монополиста оказываются исчерпанными - производство начинает падать, наступает кризис. Именно в этот момент и проявляется волшебное свойство самоорганизации - скачком возникает структура из нескольких производителей (в нашей модели исходно задано число два).

Структурная перестройка приводит к резкому повышению производства во всей системе. Обратите внимание, нет ничего, что заботилось бы о благополучии всей системы: наоборот, единственно, чем заняты люди (кадры - это ведь тоже ресурсы), - это перемещение туда, где больше денег, поиском более выгодных условий для себя. Однако такое "жлобство" как раз и приводит к качественному совершенствованию всей системы, то есть к улучшению ситуации для всех!

И так до очередного кризиса, который потребует новой реорганизации, и которая обязательно произойдет. Грамотное неординарное управление может существенно ускорить процесс и тем самым снизить потери от кризиса.

И наоборот, попытки сохранить старые формы неминуемо приведут к спаду производства как в условиях отдельной фирмы, так и в экономике страны.

Самоорганизация - этот механизм живучести рыночной экономикивсе равно пробьет себе дорогу, но это будет уже гораздо более болезненный процесс.

В начальные моменты развития производства роль на рынке отстающего производителя может быть лишь эпизодической. При повышении стоимости ресурсов, при ужесточении ситуации на рынке, он получает свою экологическую нишу и, вследствие дешевизны своих ресурсов и труда, может обеспечить себе больший динамизм, а если сохранит опережающие темпы развития, то и захватить рынок полностью. Такова модель экономического чуда Японии или Кореи.

Подчеркнем особо, что этот путь требует от производителя периодической резкой смены концепции бизнеса - от изгоя до хозяина рынка. Обратите внимание, что восхождение одного элемента системы влечет за собой падение другого - по тому же маршруту в обратном порядке!

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше по теме

Планирование эксперимента и статистическая обработка результатов измерений
При измерении свойств продуктов легкой промышленности и разработке методов оценки технологических параметров, как правило, изучается совокупность случайных величин. Которая может быть определена основными числовыми характеристиками: средним значением, дисперсией, коэффициентом вариации, квадратической неровнотой и т.д.. Известно, что числовые характеристики меняются от выборки к ...