Конкурентная борьба

Использованные в нашей модели сущности настолько универсальны, что мы легко можем применить ее в совершенно иной сфере.

Пусть в условиях ограниченного рынка существуют различные производители одной продукции. Каждый из производителей часть своих средств тратит на борьбу с конкурентом - переоборудует свое производство, повышает качество, разрабатывает новшества, тратится на рекламу. Подобные затраты мы будем рассматривать как входное воздействие в системе; производство продукции - как выход. Понятно, что при малых затратах эффективность работы любого из производителей будет невелика, поскольку он окажется в тени конкурента. Тот же эффект при очень большом входе - чрезмерные затраты на борьбу приведут к падению производства.

В том случае, если "весовые категории" соперников сильно различаются, все происходит так, как мы и ожидаем: сильнейший всегда будет в более выгодных условиях и при ухудшении условий, когда затраты растут, постепенно захватит весь рынок, слабейший - окажется вытеснен с рынка.

Ситуация полна неожиданностей, когда соперничают равные по силам конкуренты. Оказывается, что до определенного момента все производители, как бы они ни пытались обойти соперника, будут существовать на равных или примерно равных позициях. Даже если один попытается рывком выйти вперед, другой всегда сумеет восстановить равновесие. Такое состояние оказывается устойчивым до определенного момента. Этот момент - поистине роковой.

При росте затрат на борьбу (ужесточение ситуации на рынке) внезапно ситуация меняется кардинальным образом - паритетное сосуществование оказывается неустойчивым. Подобно тому, как колонна под критической нагрузкой вдруг разрушается от дуновения ветра, - своевременные весьма малые (может быть даже неосознанные) усилия того, кто первым почувствует момент (или, кому просто повезет), приведут к тому, что он сможет быстро вытеснить конкурента с рынка (рис.­).

Горе предпринимателю, который не сумеет вовремя распознать назревшую опасность! Для него события примут форму внезапно сошедшей лавины - вдруг, из-за какой-то мелочи, в мгновение ока он окажется за бортом деловой жизни.

Другой, "везунчик", также неожиданно для себя "вытянет счастливый билет": работал так, как всегда, звезд с неба не хватал, и вдруг - неслыханная удача! Несколько изменил упаковку товара, или дал новую рекламу - и такой неожиданный колоссальный эффект.

Немного больше по теме

Показатели работы автотранспортного предприятия
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ Предприятия автомобильного транспорта по своему назначению подразделяются на автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные. Автотранспортное предприятие (АТП) осуществляет перевозку грузов или пассажиров, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. Автообслуживающие предприятия выполняют перевозки, а автотранспортные ремонт подвижн ...