Экономическое содержание понятия «рынок»

Рынок - одна из основополагающих категорий в экономической теории, сфера в которой представлены экономические отношения между субъектами. Закономерности функционирования рынка - важный раздел экономической науки. Рынок возникает на стадии производящего типа хозяйствования, когда складываются:

общественное разделение труда.

экономическая обособленность товаропроизводителей

самостоятельность производителя товара (услуг) и свобода предпринимательства.

Проблемам функционирования рынка уделяли особое внимание Ж.Б. Сэй, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж.М. Кейнс, Ф. Хайек, М. Фридмен, П. Самуэльсон и многие другие. В экономической науке сложилось несколько подходов к пониманию сущности рынка.

Французский экономист А. Курно (1801-1877) под рынком понимал не просто рыночную площадь, а всякий район, где отношений покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются, выделяя сущностные признаки рынка: свободу участников и гибкое ценообразование.

Английский экономист У. Джевонс (1835-1882) понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. У. Джевонс в качестве критерия рынка изучал «тесноту» связи между продавцами и покупателями.

Развитие товарного обмена и товарно-денежных отношений привлекло внимание ученых к сфере обращения. В литературе можно встретить следующие определения:

Рынок - обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок - сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Но рынок не сводится только к обмену, рынок, как экономическая категория, в системе общественного воспроизводства действует и в сферах производства, распределения, обмена и потребления. Отечественные экономисты рассматривают «рынок» как элемент воспроизводства совокупного общественного продукта, как форму движения основных составных частей этого продукта.

В западной экономической литературе представлен подход, в котором рынок рассматривался в аспекте субъектов рыночных отношений: Ф. Котлер определяет рынок как сферу потенциальных обменов. К. Макконнелл и С. Брю трактуют его как институт, или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов, А. Маршалл изучает внимание на наличие связи между предложением и спросом, а также группы людей, участвующих в сделках по поводу любого товара.

Ф. Хайек (1899-1992) описывает рынок как механизм эффективного использования экономическими агентами информации, П. Самуэльсон акцентирует внимание на значении механизма цен, как регуляторе производства, известны и другие подходы к пониманию рынка. Очевидно, что в процессе развития рынка как явления общественной жизни, учеными-экономистами исследовались различные аспекты и уровни. Можно заключить, что рынок многофункциональное понятие, выражающее отношения между субъектами производства, распределения, обмена и потребления и форма связи субъектов.

В истории неоднократно предпринимались попытки разработать и внедрить модели нерыночного устройства общества: «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца» Т.Кампанеллы, идеи коммунистического устройства общества К.Маркса и опыт построения социализма в бывшем СССР, однако, к настоящему времени только в условиях рынка реализуется понятный для людей механизм материальной заинтересованности в результатах своего труда.

В структуре рынка выделяются объекты и субъекты (экономические агенты) экономических отношений. Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются собственно деньги. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство). Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Планирование себестоимости продукции на ОАО АОМЗ
В современных условиях хозяйствования одним из центральных вопросов теории и практики управления предприятием является обеспечение устойчивых темпов роста в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В связи с этим первоочередной целью является создание условий, при которых эффективность деятельности предприятий будет повышаться, что послужит основой для их развития. Одним из наибо ...