Социальная инфраструктура

Спад сельскохозяйственного производства и ухудшение финансового положения отрасли, изменение организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села привели к снижению доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличению отставания села от города по уровню и условиям жизнедеятельности. Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.

Для анализа социальных показателей сельских территорий нами были выбраны следующие показатели:

1. Наличие социальных программ. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой формах жизнедеятельности. В Российской Федерации установлены следующие государственные программы, направленные на создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни:

1) Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 №795);

2) Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (утв. Постановлением Правительства от 11.01.2006 №7);

) Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» (утв. Постановлением Правительства от 03.12.2002 №858);

) Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы))» (утв. Постановлением Правительства от 10.05.2007 №280) и другие.

На основании государственных программ органы местного самоуправления Федерации разрабатывают свои программы и организуют их выполнение.

При анкетировании глав сельских поседений было исследовано наличие программ, направленных на: снижение потребления алкогольных и табачных изделий; немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ; профилактику алкогольных, наркотических и сердечнососудистых заболеваний; популяризацию здорового образа жизни, патриотического воспитания и повышения нравственности сельской молодежи; мотивацию работы молодых специалистов в сельской местности

2. Площадь торгового зала объектов розничной торговли на 1000 чел.

В связи с увеличением торговых издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения резко сократилась сеть организаций розничной торговли, снизились объемы ее закупочной деятельности. Для удовлетворения сельского населения в товарах и услугах необходимо развитие сети торговых организаций на территории сельского поселения на основе нормативов размещения объектов торговли в зависимости от численности населения.

Норматив торговой площади на 1000 человек сельского населения составляет 300 кв. м. [67].

. Число объектов социальной инфраструктуры на 1000 чел. Развитие и реструктуризация объектов социальной инфраструктуры в сельской местности должно осуществляться с учетом демографического фактора и изменений системы расселения. Мероприятия по развития объектов социальной сферы должны обеспечить создание в сельской местности гибких форм дошкольного, дополнительного, начального профессионального образования, их общедоступность, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, укрепления материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения; внедрения принципов общей врачебной (семейной) практики, сохранению и развитию сельского образа жизни, улучшению условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам.

К объектам социальной инфраструктуры, рассматриваемым в данной категории, относятся: детские дошкольные учреждения, дневные общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения, спортивные залы и спортивные сооружения, объекты обслуживания населения (парикмахерские, бани, ремонт обуви, техники и др., прачечные, фотоателье, ритуальные услуги и пр.).

Немного больше по теме

Политика занятости в современной России
Занятость является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чистое экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание. Как экономическая категория, заня ...