Уровень жизни и доходы населения в России

Понятие "доход на душу" небезупречно с социально-экономической точки зрения, так как в действительности, как уже отмечалось, распределение национального дохода неравномерно среди населения страны и поэтому не соответствует среднему доходу. Кроме того, при определении уровня и жизни трудно учесть те благоприятные или отрицательные факторы, которые могут изменить образ жизни человека и которые не имеют выраженной экономической оценки. Например, два человека имеют одинаковый заработок, однако один живет за городом, в живописном месте, наслаждается тишиной и покоем, а другой - в промышленном центре, дышит загрязненным воздухом, вынужден терпеть шум, скверный вид из окна, криминальное окружение и т. п. Их жизненный уровень в денежном выражении одинаков, но на самом деле это далеко не так. Поэтому экономисты считают, что использование этого показателя, тем более для целей международного сопоставления уровней жизни, возможно только по натуральной форме - через сопоставление объемов жизненных благ, прямо или косвенно потребляемых населением. Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает широкий круг характеристик, отражающих условия жизни людей. Выделяют 12 групп показателей:

· Демографическая ситуация в стране: рождаемость, смертность и другие характеристики.

· Санитарно-гигиенические условия жизни.

· . Потребление продовольственных товаров.

· Жилищные условия.

· Образование и культура.

· Условия труда и занятость.

· Доходы и расходы населения.

· Стоимость жизни и потребительские цены.

· Наличие транспортных средств.

· Организация отдыха.

· Социальное обеспечение.

· Права человека.

Перечисленные показатели рассматриваются как основные, и лишь учет их всех дает более или менее точное представление об уровне жизни в данном обществе. Использование же синтетических, обобщающих показателей будет всегда порождать серьезные погрешности в определении реально существующего уровня жизни. С проблемой неравномерности распределения доходов связан вопрос о бедности (нищете). Однако бедность не поддается точному определению, так же как счастье и благополучие. В самом общем виде идентификация бедности основана на сопоставлении строго определенного набора потребностей и возможностей их удовлетворения для определенных групп населения.

Прожиточный минимум (черта бедности) исчисляется на основе минимального размера потребления продуктов питания, расходов на непродовольственные товары и услуги, уплаты налогов, обязательных платежей и т. п. Установлено, что семьи с низкими доходами тратят на питании относительно больше средств, чем семьи с высокими доходами. Удельный вес стоимости питания зависит также от размера семей: малочисленные семьи тратят на питание относительно больше средств, чем семьи большей численности. Возникает своеобразная "экономия от масштаба" не только в отношении расходов на питание, но и прочих потребительских расходов.

В России в качестве официального масштаба бедности используется показатель численности населения с доходами ниже прожиточного минимума (для населения в целом и дифференцирование для отдельных социальных групп). Под прожиточным минимумом понимается граница дохода, обеспечивающего потребление на минимально допустимом уровне. Прожиточный минимум учитывает расходы на питание (с учетом необходимой калорийности и питательной ценности), расходы на необходимые непродовольственные товары и услуги, налоги и другие обязательные платежи, которые должны осуществлять семьи с низким уровнем дохода. В основу его расчета на практике положена стоимость набора из 25 основных продуктов питания, которая определяется ежемесячно (а в периоды высокой инфляции - еженедельно) [8,44лекция].

Проблема измерения бедности основана в конечном счете на том круге потребностей, удовлетворение которых признается общественно необходимым. Существует два общепринятых определения бедности: абсолютная бедность и относительная бедность. Черта абсолютной бедности представляет такой уровень дохода, при котором семья не в состоянии поддерживать потребление пищи и других предметов первой необходимости на рассчитываемом особым образом минимально необходимом уровне.

Практически во всех странах борьба с бедностью считается важной целью государственной политики. Поскольку бедность может быть вызвана многими причинами, то борьба с ней предполагает прежде всего определение ее источников и типов. Бедность может быть обусловлена безработицей, массовым переселением людей (Северный Кавказ в России, Карабах в Азербайджане. Косово в Югославии, Абхазия в Грузии и т. д.), многодетностью, низким уровнем пенсионного обеспечения, дискриминацией по полу, цвету кожи, национальности, проживанием в экономически неблагоприятном районе, материальными трудностями родителей, которые не могут оказывать необходимую поддержку своим детям-студентам, и рядом других факторов и обстоятельств. Государственная политика призвана учитывать существующие категории бедности и содержать соответствующие меры по ее ликвидации или сокращению. Речь идет, в частности, о программах по профессиональной подготовке и переподготовке специалистов, распространении системы социального обеспечения на те слои населения, которые оказались в трудном материальном положении, об оказании помощи тем, кто не может себя содержать (финансирование расходов на медицинские услуги, образование, продовольственную помощь), о специальных мерах поддержки матерей-одиночек и семей, потерявших кормильца [9].

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Приватизация в России и ее социально-экономические последствия
Данная курсовая работа раскрывает вопрос о приватизации в России и ее социально-экономических последствиях. Переход к современной рыночной системе предполагает становление экономики, основанной на частной собственности и конкуренции при ограниченном государственном регулировании, т.е. базирующейся, прежде всего на частном предпринимательстве. В результате проведенной на первом эт ...