Государственное регулирование денежного рынка

Важную роль в развитии институциональной среды выполняет государство. Это уникальный субъект, участвующий в создании и развитии банковского сектора, инфраструктуры денежного рынка, формирующий законодательные «правила игры» между участниками рынка, регулирующий институты и организации, действующие на рынке, в первую очередь банковскую систему, проводящий надлежащий контроль и надзор за деятельностью субъектов и посредников рынка. Государство выступает как агент на финансовых рынках, участвует в рыночных операциях, принимает решения, влияющие на конъюнктуру денежного рынка, регулирует денежный спрос и предложение. Государство регулирует денежную массу и банковскую ликвидность через разработку и реализацию денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное регулирование воздействует на функционирование денежного рынка через достижение намеченных целей, включая разнообразные инструменты воздействия.

Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики. Его статус и значение закреплены законодательно Федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основная задача ЦБ - это защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие банковской системы и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Тем самым ЦБ стремится обеспечить максимально благоприятные условия для экономического роста, преследует конкретные цели: регулирование темпов роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

ЦБ имеет в своем арсенале ряд инструментов, которые закреплены законодательно. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; эмиссия облигаций от своего имени.

Перечисленный инструментарий уже известен в мировой практике, Банк России не изобретает новые виды. Однако существуют определенные особенности и проблемы в их применении, исходя из специфики российского денежного рынка, экономической среды, особенностей становления и формирования рыночной банковской инфраструктуры. Это накладывает значительные ограничения на применение ряда инструментов денежно-кредитной политики.

Рассмотрим некоторые из основных методов регулирования.

В январе-сентябре 2009 г. состояние денежной сферы и динамика денежно-кредитных показателей определялись как последствиями мирового финансово-экономического кризиса, так и мерами по их преодолению.

За III квартал 2009 г. денежная масса М2 увеличилась на 3,7% (за III квартал 2008 г. - на 0,9%), а за 9 месяцев 2009 г. ее прирост составил 1,2% (за 9 месяцев 2008 г. - 8,3%). Объем денежной массы М2 на 1.10.2009 сократился по сравнению с аналогичным показателем 2008 г. на 5% (на 1.10.2008 годовой темп ее прироста составлял 25,1%). Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило уменьшение за 9 месяцев 2009 г. рублевой денежной массы в реальном выражении на 6,4% (за 9 месяцев 2008 г. - на 2,1%) [16].

ЦБ для снижения уровня инфляции регулирует размер денежной массы. Это регулирование может осуществляться посредством изменения ставки рефинансирования, операций на открытом рынке и изменении нормы обязательных резервов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Планирование расходов бюджета на культуру и искусство
В современном мире культура приобретает особую социальную значимость и рассматривается как фактор духовного здоровья населения, социальной стабильности, национальной безопасности, как фактор привлекательности территории для проживания и инвестирования. Обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства можно только за счет вклада культуры в человеческий капитал. Пр ...