Безработица в Республике Беларусь: причины, структура, динамика, тенденции

Важной особенностью современного этапа трансформации социально-трудовой сферы в Беларуси является устойчивая тенденция несоответствия предложения рабочей силы спросу на нее. За период с 1999 по 2002 г. количество свободных рабочих мест, заявленных нанимателями в государственную службу занятости, сократилось на 35,5%, а число безработных, претендующих на одну вакансию, возросло с 2 до 5 человек. Первые признаки позитивных изменений в конъюнктуре рынка труда появились в 2003 г., когда число вакантных рабочих мест, предлагаемых организациями, возросло по сравнению с предшествующим годом на 29,8%. На одну вакансию приходилось по 4 безработных, тогда как в 2002 г. этот показатель составлял 5 человек. В октябре 2004 г. количество свободных рабочих мест, зарегистрированных в банке данных государственной службы занятости, увеличилось по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года на 21,5% и составило 45,8 тыс. вакансий, на каждую из которых претендовали по 2 безработных. Вместе с тем предлагались главным образом малооплачиваемые рабочие места, требующие низкой квалификации. В общем числе вакансий, зарегистрированных в службе занятости, 85,6% составляли рабочие специальности, тогда как 27,1% безработных имеют высшее и среднее специальное образование. По этой причине было трудоустроено лишь 57,8% зарегистрированных безработных.

В то же время средняя продолжительность безработицы возросла и в 2003 г. составила 72 месяца, а доля длительно безработных (более 1 года) сложилась в размере 16,9% от общей численности зарегистрированных безработных и увеличилась по сравнению с предыдущим периодом на 4,9%. Рост продолжительности безработицы и численности длительно безработных свидетельствует о развитии субсидиарных тенденций определенных слоев населения, преимущественно низкооплачиваемых и неквалифицированных работников, имеющих невысокую трудовую мотивацию. За период с 2000 по 2003 г. уровень регистрируемой безработицы увеличился на 1% и к концу 2003 г. составил 3,1% от численности экономически активного населения. Вместе с тем с начала 2004 г. в республике отмечается тенденция снижения уровня официальной безработицы. По состоянию на 1 ноября 2004 г., в государственной службе занятости было зарегистрировано 91,3 тыс. человек, что соответствует 2,1% от всего экономически активного населения. В то же время данные выборочного обследования домашних хозяйств свидетельствуют о том, что уровень безработицы в 2003 г. сложился в размере 7,3% и более чем в два раза превысил официально регистрируемый показатель [6. С. 59]. Такое соотношение регистрируемой и нерегистрируемой безработицы на рынке труда свидетельствует о необходимости ее государственного регулирования в целях совершенствования системы социальной зашиты населения и трансформации нерегистрируемой безработицы в сферу регистрируемой занятости.

Одной из основных причин низкого уровня официально регистрируемой безработицы является невысокий уровень пособия по безработице, средний размер которого в конце 2003 г. составил 24,7 тыс. руб., или 9,7% от средней заработной платы в экономике. При этом пособие по безработице получают лишь 45% (61,2 тыс. чел.) от общей численности зарегистрированных безработных. Вследствие этого лица, утратившие работу, не заинтересованы в регистрации в государственной службе занятости.[4, с. 92-98]

Рисунок 4.1 Уровень зарегистрированной безработицы в Республике Беларусь

Несмотря на позитивные тенденции в целом на рынке труда Беларуси в последние два года (прием работников превысил увольнение, уменьшились масштабы высвобождения служащих в связи с сокращением штата и ликвидацией организаций, улучшились показатели использования рабочего времени, вырос спрос нанимателей на рабочую силу и др.), у служб занятости, этих официальных регистраторов безработицы, головной боли не убавилось. Приоритетными направлениями государственной политики занятости на 2006 г. обозначено создание новых рабочих мест в местах с высоким уровнем безработицы. Речь идет, в первую очередь о регионах с градообразующими предприятиями, а также о дополнительных мерах по организации занятости наиболее уязвимых категорий граждан.[4, с. 92-98]

В январе текущего года на заседании президиума Совета Министров был рассмотрен проект Государственной программы занятости населения Республики Беларусь. Рассмотрим его основные направления.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Принцип невидимой руки рынка и государственное регулирование рыночной экономики
Невидимая рука рынка - метафора, предложенная шотландским экономистом XVIII века Адамом Смитом для обозначения объективного рыночного механизма, который координирует решения производителей, продавцов и потребителей. Каждый производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая не ...