Основные тенденции занятости

Официальная политика занятости населения. В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствующих законодательных актах и государственных программах, где предусмотрено:

· обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем, кто способен к труду и желает иметь рабочее место;

· обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

· предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

· содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

· принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

· участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при их взаимодействии с государственными органами;

· международное сотрудничество в решении проблем занятости.

В действующей Программе занятости населения в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной и свободно избранной занятости.

Достижение данной цели предполагает решение конкретных задач:

а) оказание материальной помощи в трудоустройстве граждан; б) материальная поддержка незанятого населения; в) профессиональная подготовка и переподготовку незанятого населения; г) бронирование, квотирование и создание рабочих мест на действующих предприятиях для граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда; д) содействие предпринимательству и самозанятости как источникам создания новых рабочих мест; е) развитие республиканской службы занятости [6, с 295]

Проблема безработицы, несомненно, затрагивает каждого без исключения жителя страны. Даже те, кто сегодня имеют хорошее высокооплачиваемое место, завтра, как это и не печально, могут оказаться в "свободном полете" на рынке труда. В Беларуси уровень зарегистрированной безработицы на первое января 2010 года составил 0,9% к численности экономически активного населения республики (по прогнозу - 1,1-1,2%) [8].

Основные тенденции занятости формируются под воздействием как сложившихся условий хозяйствования, так и проводимой в стране социально-экономической политики.

Заниженная стоимость труда и низкий удельный вес зарплаты в себестоимости продукции (а также и ВВП) снижают интерес к проведению мероприятий по экономии труда, консервируют скрытую безработицу.

Скрытая безработица порождает ряд негативных явлений таких как задержка с выплатой заработной платы, принудительные отпуска, переводы на менее оплачиваемую работу, расширение натуральной формы оплаты труда, снижение требований по охране труда.

Торможение развития мелкого и среднего бизнеса, сильные традиции социального патернализма оказывают прямое воздействие на динамику предложения и спроса на труд.

Предложение труда. Обратим внимание на то, что с 1994 года в Беларуси сохраняются отрицательные темпы, естественного прироста населения. Продолжается «утечка мозгов» в сопредельные страны. Имеет место эмиграция рабочей силы за границу, прежде всего в Россию, что усиливает дефицит рабочей силы.

Одновременно сокращается официальная миграция уроженцев Беларуси из регионов СНГ. Сохраняется нелегальный приток иностранной рабочей силы, привлеченный возможностью монополизации определенных сфер предпринимательской деятельности (рыночная торговля), а также соседством Беларуси со странами ЕС. Достаточно часто не соблюдается норма ухода на пенсию при достижении соответствующего возраста. Низкий национальный уровень заработной платы стимулирует сверхзанятость населения в ущерб свободному времени.

Если в странах ЕС вторичная занятость составляет 3-4%, то в Беларуси колеблется в пределах 10-20% и носит явно гипертрофированный характер. Следует учитывать, что вторичная занятость ослабляет стимулы к труду по основному месту работы, сокращает свободное время и возможности для повышения квалификации.

Таким способом повышается средний уровень заработной платы в сфере образования и здравоохранения, где работа на 1,5 - 2 ставки достаточно распространенное явление.[6, с 296].

Позитивным моментом является то, что население Беларуси широко использует открывшуюся возможность получения высшего образования через систему платного образования. Инвестиции в человеческий капитал рассматриваются как возможность избежать безработицы, как форма социального страхования.

По линии спроса на рабочую силу вслед за рационализацией производства можно прогнозировать сокращение скрытой безработицы. Динамика спроса на рабочую силу в Беларуси будет формироваться с учетом отложенных, но крайне необходимых структурных сдвигов.

Прогнозируется возрастание спроса на научно-исследовательских работников, инженеров и проектировщиков, высококвалифицированных экономистов, специалистов в сфере информационных технологий и психологов; сокращение спроса - на экономистов и бухгалтеров низкой квалификации, а также банковских служащих, охранников и менеджеров широкого профиля.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше по теме

Применение теории контрактов на рынке труда
трудовой контракт рынок В настоящее время сложно представить себе работодателя, который не заключает со своими подчиненными трудового контракта. Предполагается, что принципал (работодатель) стимулирует высокую производительность работника, предлагая ему различные уровни заработной платы в зависимости от уровня усилий. К таким контрактам относятся, например, контракты менеджеров по п ...