Сравнительная характеристика методик планирования себестоимости продукции
В рамках функционального подхода к пониманию себестоимости продукции как экономической категории нами рассмотрены ее производственные и рыночные функции. Анализ литературы, вовлеченной в научный оборот, позволил выделить ряд производственных функций себестоимости продукции и объединить их в блоки по типу решаемых задач. Выполнение производственных функций является условием нормального протекания индивидуального воспроизводства в рамках отдельных предприятий. Процесс управления затратами представляется как обеспечение взаимосвязи и реализации данных функций. Нами выделены четыре группы блоков производственных функций себестоимости продукции.
Во-первых, выделяем воспроизводственную группу, куда включаем функцию возмещения затрат предприятия как части цены продукции, функцию максимизации полезности продукции посредством роста ее функциональности, а также распределительную функция.
Во-вторых, в учетно-контрольную группу нами включены функции учета, контрольно-аналитическая, функция денежного выражения потребленных средств, регулирование.
В-третьих, в планово-управленческую группу функций включаем планирование, прогнозирование, приятие управленческих решений. В-четвертых, выделяем группу стимулирующих функций, куда относим стимулирование и дестимулирование. Необходимо отметить, что производственные функции себестоимости проявляются, прежде всего, во внутренней среде предприятия, они осуществятся, в основном без учета влияния факторов внешней среды, но в связи с переходом к рыночным отношениям к традиционным функциям себестоимости продукции, добавляются еще так называемые «рыночные» функции, продиктованные непосредственно внешним окружением предприятий.
Процесс реализации функционального подхода к управлению себестоимостью в условиях предприятий промышленной отрасли осуществляется посредством реализации функций, которые она выполняет. Все выделенные нами функции себестоимости - производственные и рыночные находятся в сложном взаимодействии. В различных сочетаниях и проявлениях они реализуются в процессе деятельности промышленных предприятий. Весь процесс управления не может быть построен на основе реализации какой-либо одной функции, в отдельности от других, поэтому рассматриваем его с использованием так называемого «блокового» подхода.
Эффект от использования функционального подхода в процессе управления себестоимостью продукции проявляется, в первую очередь, в управляющей подсистеме и выражается в росте оперативности принятия решений, реагирования на происходящие изменения, кроме того, применение данного подхода позволяет провести разграничения прав и ответственности, повышает компетентность ответственных лиц, обеспечивает разграничение оперативных функций и функций, связанных со стратегическим развитием, повышает эффективность использования всех видов ресурсов. Функциональный подход к управлению себестоимостью продукции обладает определенной универсальностью и может применяться на практике, как в наукоемких, так и в традиционных производствах, независимо от принадлежности предприятий к той или иной отрасли.
В рамках разработки стадийного подхода к управлению себестоимостью продукции в условиях предприятий промышленной отрасли построена и проанализирована общая модель цепочки создания ценностей в промышленности, проанализирован процесс распределение затрат по стадиям создания продукта.
Современные исследователи отмечают, что в настоящее время существуют разнообразные методики управления себестоимостью продукции в промышленности, но они обладают существенным недостатком - они статичны, не учитывают изменение структуры объекта в процессе его постройки и динамику стоимостей ресурсов.
Так, на многих отечественных предприятиях, традиционно применяется позаказная система калькулирования себестоимости продукции. На предприятии себестоимость формируется как сумма прямых и косвенных затрат (таблица 2).
Таблица 2. Структура затрат
Наименование статей калькуляции |
Удельный вес, % |
Прямые затраты: |
96 |
Материалы |
65 |
ТЗР |
2 |
З/пл основная |
5 |
З/пл дополнительная |
4 |
Прочие |
18 |
ЕСН |
2 |
Косвенные затраты: |
4 |
ОПР |
2,5 |
ОХР |
1,5 |
Себестоимость по заказу: |
100 |
Немного больше по теме
Планирование цен и организация ценообразования на предприятии
Одним из наиболее существенных факторов, определяющих
эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика на товарных
рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль,
конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные
коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой
структуры пр ...