Система государственного регулирования экономики
Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования. Главный субъект регулирования - народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования. Все участники процесса регулирования по степени причастности к нему или форме участия существенно отличаются друг от друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов. Носители экономических интересов - это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку и т.д. https://nashdiabet.ru/lechenie/vyvod-iz-zapoya-na-domu-bezopasnost-i-effektivnost.html
В качестве выразителей экономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы. Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную; центральный банк страны.
Государство как самый крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов.
Взаимодействие субъектов регулирования также обеспечивается благодаря обратным связям. Главной линией обратной связи между носителями и исполнителями экономических интересов является доверие или потеря доверия, поддержка носителями и выразителями экономических интересов проводимой государством экономической политики.
Объектом государственного регулирования: может являться экономика страны в целом или ее отдельные регионов, отраслей, сфер, предприятий. В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. В самом общем виде объектами государственного регулирования являются макро- и микроэкономика.
В рамках макроэкономических процессов объектами регулирования могут выступать: экономический цикл, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), внешнеэкономические связи и т.д. В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство [2, стр. 56-58].
Микроэкономика может быть представлена отдельными экономическим агентами: фирмами, домохозяйствами. Фирма как юридическое лицо является хозяйственной организацией. Домохозяйство - это экономическая единица, состоящая из одной или более единиц. Следует отметить, что именно объект предопределяет содержание регулирования, его формы и методы. В условиях Республики Беларусь переходного к рынку периода в качестве важнейших объектов государственного регулирования следует выделить: качественное преобразование процесса воспроизводства; денежное обращение; условия и источники накопления капитала; структуру народного хозяйства; структуру форм собственности; процессы разгосударствления, демонополизации и приватизации государственной собственности; формирование конкурентной среды; формирование и развитие системы предпринимательства; развитие социальной сферы; механизм социальной защиты населения; трудовые отношения; окружающую среду; внешнеэкономические связи.
Немного больше по теме
Политика занятости в современной России
Занятость является одной из существенных
характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет
собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чистое
экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью
социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.
Как экономическая категория, заня ...