Понятие и уровень безработицы

В нашей стране сформировалось и до сих пор культивируется отношение к безработице как к социально опасному, негативному и даже недопустимому явлению. Слов нет, безработица нежелательна. Но с некоторым её реальным наличием мы вынуждены смириться, с тенденциями её к возрастанию тоже. Возможность поддержания постоянной полной сбалансированности между спросом на работу и наличием свободных рабочих мест (и тем более превышения предложения работы над спросом на неё) достаточно иллюзорна. В свете сказанного безработицу следует воспринимать как социальное зло, полностью избежать которого в силу несовершенства рыночного механизма регулирования экономики не представляется возможным. Практически речь идёт о том, чтобы принимать все возможные меры по снижению безработицы, обеспечению полной занятости.

Вне всякого сомнения, чрезмерная безработица влечёт за собой большие экономические и социальные издержки. Главная «цена» безработицы, которую платит общество, это невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно.

Следовательно, безработица мешает обществу постоянно двигаться вперёд. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объёма ВНП. Если фактический уровень безработицы превышает естественный её уровень, то страна недополучает часть ВНП.

Издержки безработицы проявляются не только в замедлении роста ВНП, но и масштабов собираемых государством налогов. Одновременно государство вынуждено расходовать более крупные средства на оказание помощи безработным. Безработица ведёт и к усилению социально-негативных процессов, росту напряжённости, социальной патологии в обществе.

Американский учёный М. Харвей Бренер отмечал, что за 30 лет увеличение безработицы в США на 1% при сохранении её в течение 6-летнего периода приводит к общей смертности населения стран на 2%; числа самоубийств - на 4%; количества убийств - на 6%; росту числа заключённых в тюрьмах - на 4%; росту числа психических заболеваний - на 4%.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Немного больше по теме

Понятие ценовой стратегии и ее необходимость
Политика цен любой компании формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию и ее тактику. Как правило, ценовая политика разрабатывается в рамках общей маркетинговой стратегии, но с учетом финансовых целей и возможностей предприятия. Она предполагает позиционирование продукта (услуги) на рынке. Выделяют различные подходы к определению целевого сегмента и п ...