Роль малого предпринимательства в экономике

Предприятия малого бизнеса - это вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития.

Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. Поддерживая развитие малого предпринимательства, государство может решить общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, и кроме того, налоги от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме этого, малый бизнес способствует повышению среднего уровня социальной ответственности, экономической активности и инициативы и осведомленности граждан отдельно взятого государства.

Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые предприятия придают рыночной экономике гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам. Следует отметить, что малые предприятия быстро реагируют на изменение потребительского спроса, могут использовать местные источники сырья, отходы крупного производства, полнее учитывать региональные потребности. Малые предприятия наиболее динамично осваивают новые виды продукции и экономические ниши, развиваются в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса.

Малый бизнес позволяет обрести независимость и финансовую стабильность, в то же время не требует больших капитальных вложений. Даже если судить о финансовом кризисе как о долговременном явлении в мировом хозяйстве, в условиях стагнации и упадка промышленности малый бизнес становится наиболее перспективной сферой развития экономики. Ведь при распаде крупных предприятий-монополистов именно малое предпринимательство является главным рычагом поддержки экономики, так как малый бизнес более устойчив к внешним изменениям.

Малое предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, частично решает в государстве проблемы с безработицей. В странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Относительно небольшой персонал предприятий малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще больше усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда [8, c.41].

Малый бизнес способствует формированию конкурентной среды конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Конкуренция, которая является основным условием работы малых предприятий в системе рыночной экономики, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.

Малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. Инновации, как и в любом другом бизнесе, способствуют успешному функционированию любого предприятия. Малому бизнесу приходится держаться на плаву в условиях жесткой конкуренции, поэтому любое преимущество позволит малому предпринимателю получить прибыль и выбиться из серой массы конкурирующих компаний. Значимая роль инноваций прослеживается во всех аспектах малого предприятия: от предложения уникального товара или услуги, экономии на издержках за счёт внедрения новейших технологий производства, до современных инжиниринговых методик повышения эффективности работы предприятия и мотивации персонала [9, c.18].

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше по теме

Проблемы трудоустройства молодежи в Амурской области
Развитие любого муниципального образования напрямую зависит от профессиональной подготовленности и возможности трудоустройства его жителей. Более того, кадровый потенциал должен постоянно обновляться за счет максимального привлечения к трудовой деятельности молодежи. Но ее низкая конкурентоспособность на рынке труда, связанная с отсутствием как жизненного, так и профессионального ...