Провалы рынка и провалы государства

Классическая теория внесла существенные коррективы в представления об экономических функциях государства в рыночной экономике. А. Маршалл (Alfred Marshall) ввел понятие «внешние эффекты» (экстерналии) и показал, что они могут ограничивать сферу рыночного регулирования. Ученик и последователь Маршалла А. Пигу (Arthur Cecil Pigou) продемонстрировал, что возникающее вследствие этих эффектов расхождение между величинами частного и общественного предельных продуктов не позволяет «нормальным экономическим процессам» обеспечить возможный рост национального дохода. Указанные соображения послужили основой для формулирования известного понятия «провалы рынка», наличие которых побуждает многих авторов считать урегулирование названных проблем функцией государства.

Реальное расширение хозяйственных функций государства в прошлом веке было обусловлено, разумеется, не только и не столько указанными теоретическими соображениями, сколько серьезными потрясениями общественной жизни, связанными прежде всего с двумя мировыми войнами и разразившейся в межвоенное время Великой депрессией. Но и после окончания Второй мировой войны (и соответствующего сокращения военных расходов) на протяжении трех десятилетий - в 1950-е - 1970-е годы - наметилась отчетливая тенденция к расширению позиций государства в экономике промышленно развитых и особенно бывших колониальных стран.

Представители либерального («неолиберального», «неоконсервативного») течения выступили против «чрезмерного вмешательства» государства в хозяйственную жизнь. В расширении сферы государственного предпринимательства и централизованного регулирования «классик» современного либерализма Ф. Хайек (Friedrich August von Hayek) видит, прежде всего, нарушение основных прав граждан, ограничение свободы участников рыночных отношений. Вместе с тем, отстаивая теоретическую трактовку конкуренции как творческого процесса, он вполне обоснованно, на наш взгляд, пишет о невозможности более или менее точно подсчитать убытки из-за ограничения экономических свобод. «В отличие от непосредственных результатов вмешательства в рыночный порядок, которые в большинстве случаев достаточно очевидны, косвенные и отдаленные последствия по большей части остаются неизвестны… Нам не дано знать обо всех издержках, понесенных в результате подобного вмешательства…».

Накопление отрицательных последствий государственной активности побудило экономистов сформулировать параллельно категории «провалы рынка» категорию «провалы государства».

Даже в демократическом обществе соперничество в политической сфере не всегда предполагает тщательное изучение подлинных предпочтений населения и выявление лучших возможностей их удовлетворения

В 1979 г. Ч. Вульф (Charles Wolf) предложил «теорию нерыночного провала» (nonmarket failure), развив затем свою концепцию в книге «Рынки или государство». Позднее чаще употребляли термин «провалы государства». Так, Э. Крюгер (Anne Osborn Krueger) в 1990 г. высказала следующую гипотезу: «В некоторых случаях политика, - которая в других случаях могла бы казаться желательной для решения каких-то неэкономических задач или даже для корректировки «провалов рынка», - может порождать такую ситуацию, которая окажется еще хуже, чем была до того, как эта политика начала осуществляться». О различных «провалах государства» все чаще писали и сторонники теории общественного выбора.

Постепенно разные версии концепции «провалов государства» встали в один ряд с концепцией «провалов рынка».

Теоретическая модель, описывающая поведение государства, не только сталкивается на практике с многочисленными трудностями, связанными с попытками однозначно количественно определить «общественное благосостояние», а также с тем, насколько в действительности можно выявить исходную информацию относительно предпочтений отдельных участников рассматриваемого процесса.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Проблема рационального использования природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
рациональный природоохранный природный ресурс Системный подход к природоохранной политике государства означает обеспечение единства трех ее основных элементов - постановка целей, выбора инструментов их реализации и учета особенностей различных системных уровней этой политики (личность, предприятие, город, регион). Конечная цель (первый элемент) природоохранной политики государс ...