Итоги приватизации в РФ
Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества.
Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение десяти лет, привели к существенному изменению структуры собственности в Российской Федерации в целом. В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались - очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.
Итоги приватизации "в цифрах" можно посмотреть в нижеприведенных таблицах .
Приватизация в Санкт-Петербурге, как и во всей стране, носила директивно-приказной характер и отражает общую картину в стране. Во многих случаях экономическая целесообразность была жестко подчинена политическим или клановым установкам. Основным способом на начальном этапе приватизации был выкуп арендованного имущества, а затем акционирование. Аренда как форма приватизации была характерна для розничной торговли, сети общественного питания и бытового обслуживания. В 1993 г. из 1671приватизированного предприятия 940 были выкуплены, тогда как в 1998 г. из 26 только 2. Акционирование за период с1993-2000 гг. было использовано при приватизации 794 предприятий. Если рассматривать изменение форм собственности, распределение приватизированных предприятий по отраслям экономики, поступление средств от приватизации и другие показатели, то они распределяются следующим образом [9]. По формам собственности (Табл. 38) за пятилетний период (1997-2001 гг.) существенная динамика и наибольший удельный вес были характерны для частной формы собственности (рост с 68,4% до 82,3%, или в 1,2 раза). Практически на одном уровне сохранялась государственная форма собственности (2,9-3%) муниципальная308(0,7-0,8%), несколько вырос удельный вес собственности общественных организаций. (3,8-4,9%). Существенно упал удельный вес прочих форм собственности, неотмеченных отдельно в таблице (с 15,0% до 1,9%)
Структура организаций по формам собственности (%)
Формы собственности |
Годы | ||
всего |
1997 |
1999 |
2001 |
100 |
100 |
100 | |
В том числе государственная |
2,9 |
2,9 |
3.0 |
муниципальная |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
Общественных организаций |
3,8 |
5,2 |
4,8 |
частная |
68,4 |
78,5 |
82,3 |
Смешанная российская |
4,3 |
3,7 |
2,8 |
Немного больше по теме
Политика занятости в современной России
Занятость является одной из существенных
характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет
собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чистое
экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью
социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.
Как экономическая категория, заня ...