Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополистической конкуренции

Рассмотренные нами модели поведения олигополистов предполагают, что цены фирм выравниваются в долгосрочном периоде. Об этом же свидетельствует и практика. Даже если фирмы имеют различный уровень издержек, различный спрос на свою продукцию, они вынуждены продавать одинаковую продукцию по одинаковым ценам, а дифференцированную продукцию - по сопоставимым ценам. Только в условиях сильной дифференциации возникает возможность продажи товара по более высоким ценам.

Для достижения взаимоприемлемых цен олигополисты используют:

тайные соглашения;

молчаливое соглашение, или сознательный параллелизм (в том числе в форме ценового лидерства);

передачу информации о ценах через средства массовой информации и т.д.

Вместе с тем на олигополистическом рынке существует целый ряд факторов, препятствующих ценовой координации:

вход на рынок новых фирм, игнорирующих текущие обычаи и практику и разрушающих сложившиеся отношения между продавцами и покупателями;

нестабильность отраслевого спроса;

технические нововведения, изменяющие издержки отдельных фирм;

изменение долей рынка, которыми владеют отдельные фирмы;

крайняя дифференциация продукции;

частое изменение продукции;

появление новых отраслей, в которых фирмам некогда приспосабливаться к поведению конкурентов и т.д.

Жесткость цен в условиях олигополии заставляет фирмы делать основной упор на неценовую конкуренцию. Даже имея преимущества по издержкам, олигополисты не стремятся использовать понижение цен для привлечения новых покупателей.

Во-первых, снижение цены у одной из фирм может вызвать ответную реакцию у своих конкурентов.

Во-вторых, неценовые преимущества фирмы труднее скопировать, они имеют более длительный эффект.

К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят:

усиление дифференциации продукции;

рост качества обслуживания покупателей;

качество и технические характеристики самого изделия;

- условия кредита <http://www.grandars.ru/student/finansy/kredit.html>;

стиль и дизайн;

долговременность использования и срок гарантии;

реклама и стимулирование сбыта;

расширение номенклатуры продукции.

Немного больше по теме

Платежеспособность организации и направления ее повышения
В процессе управления снабженческой, торговой, сбытовой и финансовой деятельностью предприятия происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность. Способность предприят ...