Понятие и инструменты кредитно-денежной политики государства
Центральный банк страны воздействует на количество денег в обращении, проводя монетарную политику, или политику денежно-кредитного регулирования, в основе которой лежит теория денег, изучающая процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом
Денежно-кредитная (монетарная) политика - это метод государственного регулирования, воздействующий на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.
Субъектами (проводниками) денежно-кредитной политики, призванной регулировать денежное обращение, является центральный банк страны, а объектом - спрос и предложение. Высшая цель государственной денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости, росте реального объема ВВП и обеспечении устойчивого платежного баланса. Для достижения этой цели в рамках данной политики используется несколько основных инструментов:
операции на открытом рынке;
изменение ставки рефинансирования (дисконтная политика);
изменение обязательного уровня резервов.
Рассмотрим подробнее особенности применения каждого из перечисленных инструментов регулирования.
Операции на открытом рынке.
В настоящее время в мировой экономической практике данный инструмент является основным в денежно-кредитной политике. Посредством покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг центральный банк может осуществлять либо вливание денег в кредитную систему государства, либо их изъятие. Обычно, подобные операции на открытом рынке проводятся центральным банком вместе с группой крупных банков и финансово-кредитных учреждений. Рассмотрим действие данной системы более подробно. Например, на денежном рынке существует излишек денежной массы в обращении. В этом случае центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке коммерческим банкам, выплачивая по ним высокие проценты, из чего следует, что банки скупают ценные бумаги, а центральный банк получает деньги. Постепенно у коммерческих банков денег становится все меньше, и ввиду уменьшения их предложения начинает повышаться процентная ставка (действие мультипликатора). Таким образом, инвестиции сокращаются, что приводит к сокращению роста ВВП. Проведение подобной политики уместно при так называемом «перегреве» экономики, когда её необходимо «охладить», не допустив повышения цен. Если в экономике наблюдается обратная ситуация (недостаток денежных средств), то центральный банк принимает решение скупать по выгодному курсу ценные бумаги, в результате чего у банков ввиду увеличения денег возрастает их предложение, и, как следствие, уменьшается процентная ставка, увеличиваются инвестиции, что приводит к росту ВВП и ликвидирует «переохлаждение» экономики.
Изменение ставки рефинансирования.
Под ставкой рефинансирования понимается процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, позиционируя себя как кредитор в последней инстанции. Если ставку рефинансирования уменьшать, то это делает кредиты для коммерческих банков наиболее привлекательными, поскольку количество денег и их предложение увеличивается. Увеличение ставки рефинансирования вызывает обратный эффект (изменение ставки рефинансирования на примере ЦБ РФ представлено на рис. 3).
Рисунок 3 - Ставка рефинансирования ЦБ РФ
Изменение обязательного уровня резервов.
Норма обязательных резервов - это величина, равная отношению суммы обязательных денежных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке, к общей сумме денежных обязательств коммерческого банка или сумме денежных средств, привлеченных банком. Прямое указание Центрального банка на увеличение доли обязательных резервов будет вести к сокращению денежной массы, когда их уменьшение - к её увеличению. Данный инструмент денежно-кредитной политики является наиболее мощным, но он применяется довольно редко ввиду заинтересованности Центрального банка в устойчивом положении коммерческих банков.
Немного больше по теме
Планирование хозяйственной деятельности предприятия
С
провозглашением нового экономического курса, определившего отказ от жестко
централизованной командно-административной системы государственного
планирования и регулирования экономики и началом реформ, вопросы, касающиеся
планирования были оттеснены на второй план. Причем, помимо вопросов, касающихся
непосредственно государственного планирования, были незаслуженно обойдены
вниман ...