Понятие уровня жизни

. Накопление человеческого капитала, характеризующее состояние здоровья населения, его образовательный, профессиональный и культурный уровень с экономической точки зрения, т. е. с позиции способностей населения к воспроизводству общественного капитала(включая воспроизводство самого работника как экономического субъекта).

В западной традиции сложились три подхода к оценке человеческого капитала.

Первый подход рассматривает человека не только как носителя профессиональных и трудовых навыков, знаний и способностей, требующих соответствующих инвестиций (т. н. "неосязаемый капитал"), но и как объекта вложений в него самого как социально-биологическое существо (т. н. "осязаемый капитал"). Так, Дж. Кендрик оценивает масштабы "осязаемого капитала" как сумму аккумулированных издержек, связанных с содержанием детей до трудоспособного возраста. Альтернативные оценки основываются на накопленных за определенный период времени (например до завершения периода трудоспособности) вложений в медицинское обслуживание населения. "Неосязаемый капитал" оценивается как накопленная стоимость инвестиций в образование и профессиональные навыки человека. По Дж. Кендрику, интеллектуальный или образовательный капитал уже в конце 60-х гг. в США составлял 86 % стоимости "неосязаемого капитала", а весь человеческий капитал обеспечивал около 50 % валового капитала страны.

Второй, более распространенный подход, состоит в оценке человеческого капитала лишь как накопленных инвестиций (с поправкой на амортизацию) в навыки и образование людей. Это обосновывается тем, что в условиях рынка человек продает свои способности, но не самого себя, поэтому расходы на воспроизводство семьи не превращаются в капитал.

Третий подход состоит в выделении, наряду с интеллектуальной и социально-биологической ("осязаемой") компонентами человеческого капитала, его социальной компоненты. Последняя проявляется в моральном состоянии общества, прочности социальных, в т. ч. семейных отношений, социально-психологическом климате (оптимистичный или депрессивный настрой), что влияет на социальные мотивации, производительность труда, уровень трудовой и предпринимательской активности и проч. Стоимость такого "социального капитала" определяется через оценку капитализации дополнительного дохода, полученного в результате наличия (использования) этого капитала [10, 95].

. Уровень человеческого развития, характеризующий возможности реализации человека как личности и как члена данного общества. Этот аспект уровня жизни включает два элемента:

качество жизни людей, учитывающее демографические, медицинские, экологические и интеллектуальные условия их существования и самореализации;

интеграцию индивидуумов в общество: их влияние на общественные процессы (участие в управлении, демократических процедурах и т. д.), наличие или отсутствие дискриминации отдельных социальных групп и т. п.

Уровень развития человеческого фактора (качество жизни населения и человеческой самореализации), как правило, оценивается по следующим основным направлениям:

индекс качества жизни (HDI), отражающий продолжительность жизни, уровень смертности от заболеваний, экологические условия, а также интеллектуальные компоненты

уровень образования и культурного развития. Образование характеризуется агрегатом, в который включены уровень грамотности взрослого населения и нормы первичного и двух повторных наймов на работу;

индекс равенства между полами и поколениями (GDI) . Различия в доходах, доступности политических и социальных благ для возрастных групп населения, мужчин и женщин;

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Принципы и факторы размещения производительных сил
В условиях становления и развития рыночных отношений проявляются определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются в результате взаимодействия законов общественного развития на определенном историческом этапе. Наряду с закономерностями размещения производительных сил большое значение имеют и принципы размещения - конкретные проявления пространс ...