Модель политического цикла Нордхауза

Рис. 3 - Иллюстрация модели политического цикла экономической активности

В результате экономика переместится в точку В с более высоким темпом инфляции, превышающим инфляционные ожидания населения, и поэтому не являющейся точкой долгосрочного равновесия:

π1> π0 = πte=0, u1<un

Поэтому инфляционные ожидания населения вырастут, краткосрочная кривая Филлипса сдвинется вправо и, в конце концов, новое равновесие установится, например, в точке С, где πte =π2 > π0, u2 =un. Однако в этом состоянии популярность правительства существенно снизилась (V2<V*) в связи с высокой инфляцией.

Поэтому правительство будет проводить антиинфляционную политику, снижая предложение денег. Равновесие переместится в точку D, где ожидаемая инфляция больше фактической, ожидания снизятся, кривая Филлипса сдвинется влево. Экономика возвратится в точку А. Образуется цикл деловой активности:

А→В→С→D→A.

Подобный процесс возобновится, как только подойдет время очередных выборов.

Таким образом, из рассмотренной модели следует, что в условиях нерациональности избирателей и возможности для правительства непосредственно использовать инструменты денежной политики циклические колебания деловой активности зависят от периода избирательного цикла:

а) в первый период нахождения у власти правительство будет проводить антиинфляционную политику, а в предвыборный период - использовать меры по стимулированию экономики.

Политические деятели, находящиеся у власти и заинтересованные в победе на очередных выборах, в конце своего срока ориентируются на проведение политики, стимулирующей увеличение занятости, пусть даже ценой роста инфляции, обеспечивая себе поддержку у избирателей. После победы на выборах они в первой половине своего срока вынуждены проводить политику сдерживания инфляции за счет роста безработицы. Таким образом, имеет место систематический цикл безработицы, соответствующий циклу использования инструментов политики, что вызывается избирательным циклом;

б) экономика будет двигаться к равновесию с высокой инфляцией. Хотя В. Нордхауз и представил эмпирические данные по разным странам, подтверждающие его выводы, модель политического делового цикла была подвергнута резкой критике за то, что предполагала недальновидность избирателей. В соответствии с моделью получалось, что предшествующая история ничему не учит избирателей и они не корректируют свои инфляционные ожидания с поправкой на фазу выборного цикла, хотя и знают, что действующий политик перед каждыми выборами стимулирует экономику денежными мерами. Критики замечали, что, даже если в краткосрочном периоде и существует жесткость номинальных показателей, предвыборная денежная экспансия не сможет повлиять на реальные показатели. Выборы являются абсолютно ожидаемым событием, и, следовательно, систематическая предвыборная денежная экспансия будет полностью ожидаема экономическими агентами при составлении номинальных контрактов.

Другое направление критики касалось предпосылки об оппортунистическом поведении партий и представляющих их политиков. Указывалось, что это совсем не соответствует эмпирическим фактам в странах с рыночной экономикой и есть статистические подтверждения различий в поведении действующих политиков в зависимости от их партийной принадлежности.

Тем не менее, такого типа модели политических циклов пробуют применить в России.

В работе на основании анализа выборов 1993-1996 гг. делается вывод о том, что российская ситуация может быть описана с помощью модели Нордхауза, так как выполняются ее предпосылки:

• избиратель еще не приобрел политическую память и может рассматриваться как наивный и близорукий;

• анализируемые циклы не связаны непосредственно со сменой находящихся у власти партий.

Однако российский политический цикл имеет так называемый «перевернутый» характер - после выборов проводится социальная политика, направленная на повышение уровня занятости и стимулирования развития экономики, а непосредственно перед выборами осуществляется антиинфляционная политика.

Перейти на страницу: 1 2 

Немного больше по теме

Планирование хозяйственной деятельности предприятия
С провозглашением нового экономического курса, определившего отказ от жестко централизованной командно-административной системы государственного планирования и регулирования экономики и началом реформ, вопросы, касающиеся планирования были оттеснены на второй план. Причем, помимо вопросов, касающихся непосредственно государственного планирования, были незаслуженно обойдены вниман ...