Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь

Отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, регулируются Инвестиционным кодексом, гражданским и иным законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также инвестиционными договорами с Республикой Беларусь.

Основными документами, регулирующими и определяющими инвестиционную деятельность в Республике Беларусь, являются:

1. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый в 2001 г., который пришел на смену законам "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь" и "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь";

. Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г.;

. Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. №11 "Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования";

. Постановление Министерства иностранных дел от 19.12.2000 г. "О совершенствовании работы по государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями";

. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2002 г. № 444 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения Правительством Республики Беларусь проектов инвестиционных договоров" и другие нормативные акты Республики Беларусь.

Кроме того, Республика Беларусь является участницей Конвенции "О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами" (Вашингтон, 18 марта 1965 г.), Сеульской конвенции 1985 г. об учреждении Многостороннего Агентства по гарантии инвестиций, также посвященной вопросам рассмотрения инвестиционных споров между государствами и иностранными инвесторами и страхованию иностранных инвестиций.

С 1992 г. Беларусь является членом МБРР, ЕБРР, МВФ, МАР.

Республикой Беларусь подписано более 40 двусторонних соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций с такими странами как Германия, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Болгария, Великобритания, Финляндия, Италия, Чехия, Китай, Турция, Египет, Кипр, Иран, Австрия, Армения и др. Эти соглашения на взаимной основе предусматривают гарантию благоприятного инвестиционного режима, защиту инвестиций от национализации и экспроприации, свободный перевод за границу доходов от инвестиций, а также дают право оспаривать несправедливые решения государственных органов в отношении его инвестиций в национальных и международных судебных инстанциях.

Республикой Беларусь заключено около 60 договоров об избежании двойного налогообложения.

Под инвестициями понимается любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата, статья 1 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь.

Под иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются: иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов; международные организации; иностранные юридические лица; иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; иностранные граждане; физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

Юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли (дохода) в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками, признаются на территории Республики Беларусь коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Юридические лица приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями с даты государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Проблема регулирования рынка денег в современных условиях
Экономическая наука всегда уделяла большое внимание исследованию денег как экономической категории, развивая теорию в ходе многочисленных дискуссий. Анализ денег как экономической категории традиционно включает определение их сущности и функций. Деньги и проблемы их использования занимали и занимают важное место в жизнедеятельности каждого субъекта хозяйствования: начиная от го ...