Регулирование трудовой миграции в современной России

Внешняя трудовая миграция всегда подергается государственному регулированию, целью которого является достижение желательного для принимающей страны масштаба легальной иммиграции с уменьшением нелегального импорта рабочей силы, а также отбор работников нужных профессий и специальностей из общего потока потенциальных иммигрантов. Достижение этой цели происходит с помощью различных средств, используемых государством, среди которых особое место отводится правовому регулированию трудовых отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Регулирование в России внешней трудовой миграции осуществляется посредством соответствующего законодательства РФ о правовом статусе работников-иностранцев. Это, прежде всего, Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (далее Закон о правовом положении иностранцев), ряд иных законов и нормативных правовых актов подзаконного характера, двусторонние и многосторонние межправительственные соглашения.

Такие соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и т.д. Россия имеет подобные соглашения в рамках СНГ, а также с другими государствами (Германией, Финляндией, КНДР, Францией и др.), определяющие порядок и масштаб трудовой миграции граждан указанных в них государств, сроки и условия осуществления трудовой деятельности и т.д.

На регулирование миграционных процессов, механизмов и форм их реализации направлены и проекты разрабатываемой Концепции государственной миграционной политики РФ, положения которой должны обеспечить регулирование миграционных потоков, предупредить и пресечь нелегальную трудовую миграцию, обеспечить баланс прав и законных интересов коренного населения и трудящихся-мигрантов.

Известно, что страны-реципиенты, защищая национальный рынок труда, применяют различные виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов, среди которых можно выделить, в частности:

- наличие профессионального или иного образования (диплом, определенный стаж работы);

- возрастной ценз;

- состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и инфекционными заболеваниями);

- социальные ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления);

- политические ограничения (введение визового режима для въезда граждан из ранее безвизовых стран) и т.д.

Весьма жестким методом государственного регулирования трудовой миграции является количественное и качественное квотирование, т.е. законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и организаций, регионов страны, по отдельным профессиям, с установлением иногда квот на въезд иностранцев из определенных стран.

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

- соответствующие платежи иммигрантов при трудоустройстве;

- первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;

- налогообложение предпринимателей, использующих труд иммигрантов;

- ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране с предоставлением преференций некоторым их категориям и т.д.

В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме явных запретов или путем установления приоритетных видов деятельности, где может использоваться труд иностранцев.

В РФ для иностранцев значительное количество явных запретов на профессии содержится в п.1-5 ст.14 Закона о правовом положении иностранцев. Имеется в виду государственная и муниципальная служба, некоторые должности в сфере гражданской авиации, в составе экипажа военного корабля или судна, плавающего под флагом России, на объектах и в организациях, связанных с обеспечением безопасности РФ, и т.д.

В Законе о правовом положении иностранцев содержатся также положения об упрощенном порядке оформления трудовых отношений с иностранцами - высококвалифицированными специалистами, имеющими опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности (ст.13.2), и иностранцами, работающими у физических лиц с получением патента (ст.13.2). Таким образом, эти лица имеют определенные преимущества в осуществлении трудовой деятельности на территории РФ по сравнению с прочими иностранцами, не соответствующими таким требованиям.

Ограничения для иностранцев на занятие некоторыми видами деятельности появляются и в случае необходимости получать специальное разрешение или соблюдать особый порядок для въезда на определенные территории.

В России, наряду с миграционным учетом иностранцев, осуществляется также федеральный государственный контроль (надзор) не только за пребыванием и проживанием иностранцев в РФ, но и за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ. Согласно ст.32 Закона о правовом положении иностранцев предметом проверки является соблюдение работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в сфере миграции. В случае если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), разрешение на работу, по ходатайству работодателя или заказчика работ (оказание услуг), может быть аннулировано ФМС России или его территориальным органом.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше по теме

Планирование эксперимента и статистическая обработка результатов измерений
При измерении свойств продуктов легкой промышленности и разработке методов оценки технологических параметров, как правило, изучается совокупность случайных величин. Которая может быть определена основными числовыми характеристиками: средним значением, дисперсией, коэффициентом вариации, квадратической неровнотой и т.д.. Известно, что числовые характеристики меняются от выборки к ...