Реформационная мысль и происхождение капитализма

протестантизм капитализм вебер

М. Вебер отметил, что капитализм существовал еще задолго до реформации. Капиталистические отношения характерны как для средневековых купеческих князей, так и для традиционных крестьянских обществ. М. Вебер назвал капитализм, который предстал перед ним в средневековом периоде, "авантюрным капитализмом". Он говорил, что эта форма капитализма была беспринципной: потому что она предполагала трату своих денег на пышный и испорченный образ жизни. М. Вебер утверждал, что новый "дух капитализма" возник в XVI веке. В отличие от средневекового "авантюрного капитализма", у этой новой версии капитализма было твердое нравственное обоснование. Хотя она поощряла приобретение и накопление богатств, но относилась к ним аскетически. М. Вебер связывает эти новые настроения с возникновением протестантизма. Протестантизм, как утверждал М. Вебер, использовал психологические условия, необходимые для развития современного капитализма. Следует сказать, что М. Вебер правильно определил мощное экономическое и социальное влияние религиозных идей на раннюю Европу нового времени.

Заключение

Можно еще очень долго рассуждать о том, в чем мы отстаем от Запада. Но есть нечто более интересное. Само представление о профессионализме для них включает в себя понятие честности. Этим людям другое просто не может придти в голову. Но ведь честность - банальная вещь. Кому можно доверять? Например, отдавая в ремонт технику, мало просто компетентного ремонта, нужна уверенность в том,что они не воспользуются человеческой простотой? И главное - если по их вине с техникой будет что-то не так, то признаются ли в этом? Понятие ответственности тоже на разных уровнях: на Западе оскандалившийся политик уходит сам, а у нас . По сути, важна сама культура ответственности и готовности на вопрос «Кто виноват?» ответить «Я». На Западе, возможно, этого осталось несколько больше, чем у нас. Но сейчас речь идет не о том, что «у них все хорошо, а у нас все плохо». Все далеко не так просто, как кажется. Ведь не зря корни их профессиональной честности тянутся в прошлое на пятьсот лет к временам религиозной реформы XVI века в Европе и связаны с началом и развитием предпринимательства. Для первых предпринимателей того времени их бизнес был не способом наживы, а призванием, делом, на которое они были поставлены Богом, и которое должны выполнять для спасения души.

Потом все это, к сожалению, трансформировалось и деградировало. Первые капиталисты много работали и зарабатывали, но на себя почти ничего не тратили. Их потомки получили в наследство огромные денежные состояния, но гораздо меньше того самого духа, что эти состояния породили. Пятьсот лет спустя, мы кое-где можем увидеть его остатки. Хотя в основном это лишь исключения. Видимо, в этом отношении мы сближаемся с Западом, причем это они идут в нашу сторону. Кто-то смошенничал, кто-то воспользовался доверием, кто-то избежал ответственности. Это движение нельзя назвать такой уж неожиданностью. М.Вебер, искренне пытавшийся быть беспристрастным ученым, в конце своей книги все же доходит до эмоционального высказывания:« .Представление о «профессиональном долге» бродит по миру, как призрак прежних религиозных идей… Не наступит ли век механического окостенения, преисполненный судорожных попыток людей поверить в свою значимость? Тогда-то обретут истину следующие слова: «Бездушные профессионалы, бессердечные сластолюбцы - и эти ничтожества полагают, что они достигли ни для кого ранее не доступной ступени человеческого развития». Именно эти слова сегодня и сбываются. Более того, можно увидеть следующий этап этой деградации - когда даже представление о профессиональном долге уходит из деловой среды. Вот, например, Михаил Ходорковский пишет о коррупции как о глобальной угрозе. А что такое коррупция? Это ли не отступление от своего профессионального долга в угоду собственным интересам?

Немного больше по теме

Политика занятости в современной России
Занятость является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чистое экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание. Как экономическая категория, заня ...