Макс Вебер и его исследование "духа капитализма"

Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, изучавший вопросы методологии социального познания, культурологи, экономики. Огромное влияние на европейское обществоведение оказали его исследования по социологии, религии и исторической роли протестантизма. М. Вебер считал, что экономика никак не является основой социальной жизни, наоборот, формы экономической деятельности зависят от культурных, и в частности, религиозно-этических факторов. Капитализм, согласно М. Веберу, это такая характерная модель, смысл которой придает понятие духа капитализма, выражающегося в стремлении к экономической эффективности, прибыли, рациональной организации общественной жизни.

Основной работой М. Вебера принято считать исследовательскую работу «Протестантская этика и дух капитализма». Впервые это произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.

В начале своей книги М. Вебер проводит детальный анализ статистических данных, показывающий распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях общества. На основании этих данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии, он приходит к выводу, что протестанты доминируют среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих.

Кроме того, абсолютно очевидны различия в образовании. Если среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов, больше людей с техническим образованием. М. Вебер объясняет это особенным складом психики, формирующимся в процессе начального воспитания. Еще одно различие в том, что католиков, окончивших гимназии, училища по подготовке к технической и торгово-промышленной деятельности, намного меньше, чем среди протестантов. Католики же предпочитают гуманитарную подготовку.

М. Вебер задается вопросом, о том, чем же можно объяснить такую явную взаимосвязь социального статуса с религией. Он все же склонен к тому, что причину столь различного поведения нужно искать в "устойчивом внутреннем своеобразии", а не только в историко-политическом положении.

Далее у автора следует определение так называемого "духа капитализма", вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма М. Вебер понимает следующее: "комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения".

В понимании автора идеальный человек - это кредитоспособный, добропорядочный, который считает своим долгом приумножение капитала. На первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной модели мира. Но в данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о некой своеобразной этике. Еще можно сказать, что такая позиция является отличным этическим основанием теории рационального выбора. М. Вебер считает, что честность, если она приносит кредит, столь же ценна, как и истинная честность.

М. Вебер замечает одну характерную особенность, что если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно найти в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда наживы, деление на классы, но не было направленности на рациональную организованность труда. Так, например, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками ради собственной выгоды, но дух капитализма там был менее развит, чем в северных штатах, образованных позднее проповедниками. Исходя из этого, М. Вебер разделяет капитализм на "традиционный" и "современный", по способу организации предприятия. Он говорит, что современный капитализм натыкаясь кругом на традиционный, боролся с его проявлениями.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше по теме

Понятие рынка. Типы рынков и их особенности
Рынок представляет собой место, где происходит соединение спроса и предложения. Более точным с экономической точки зрения определением является следующее: рынок - это форма общественных отношений, сущностью которой является взаимная купля-продажа товаров. С одной стороны, рынок - это сфера отношений между различными субъектами экономики (т.е. производителями и потребителями), а с дру ...