Олигополия как современная рыночная структура

Олигополия дословно означает «несколько продавцов» (греч. «oligos» - несколько, «poleo» - продаю, торгую) и является в настоящее время наиболее распространенной рыночной структурой.

Олигополия - это рыночная структура, где действуют несколько достаточно крупных фирм, которые, обладая определенным влиянием, все же вынуждены считаться с наличием и поведением других контрагентов. При олигополии в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими фирмами.

Основными чертами олигополистического рынка являются: немногочисленность фирм, высокие барьеры для вхождения в отрасль, всеобщая взаимозависимость.

Конкретно определить число фирм весьма трудно, поскольку рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией и монополистической конкуренцией. Чем выше уровень концентрации, тем большая доля производства (продаж) приходится на небольшое число фирм-лидеров, рынок в этом случае приближается к монополии. Некоторые экономисты определяют число фирм от трех до пяти (Г.С. Вечканов), от двух до десяти (Д.Н. Хайман). Экономисты определяют «жесткую» олигополию (2-3 фирмы) и «расплывчатую» - 6-7 фирм. Когда мы слышим: «Большая тройка», «Большая четверка» или «Большая шестерка», это свидетельствует о том, что отрасль является олигополистической.

Экономисты полагают, что олигополистическая структура возникает тогда, когда несколько крупнейших фирм производят подавляющую долю продукции какой-либо отрасли и на этой основе имеют возможность устанавливать и поддерживать единые цены.

Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные, так и дифференцированные продукты. Стандартизированные (однородные) продукты преобладают на рынках сырья и полуфабрикатов (сталь, цинк, алюминий, нефть, свинец), дифференцированные товары преобладают на рынках потребительских товаров (автомобили, электробытовые приборы, сигареты).

Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с барьерами для монопольных фирм. Эти барьеры могут выступать в форме: патентов на технические открытия, которыми владеют отдельные компании; монопольного контроля над редкими источниками сырья; положительного эффекта масштаба производства; преимущества в неценовой конкуренции (сервисное обслуживание, техническое превосходство, экономический шпионаж, реклама).

Фирмы в отрасли осознают необходимость, при формировании экономической политики, учитывать реакцию со стороны конкурентов по поводу объемов продаж, цен, рекламных расходов, инвестиций.

Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цен и объемов выпуска продукции называется олигополистической взаимосвязью. Олигополистическая взаимосвязь фирм поднимает соперничество между ними на качественно новый уровень. Возможны самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в аналог чистой монополии, или в качестве другой крайности - бороться друг с другом вплоть до полного уничтожения. Следовательно, взаимосвязь проявляется в разных формах поведения олигополии - от сговора до ценовых войн.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше по теме

Планирование цен и организация ценообразования на предприятии
Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры пр ...