Проблема рационального использования природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

рациональный природоохранный природный ресурс

Системный подход к природоохранной политике государства означает обеспечение единства трех ее основных элементов - постановка целей, выбора инструментов их реализации и учета особенностей различных системных уровней этой политики (личность, предприятие, город, регион).

Конечная цель (первый элемент) природоохранной политики государства достаточно ясна - это сохранение природно-ресурсного потенциала и защита природной среды при удовлетворении потребностей экономического развития с учетом перспективных интересов общества и охраны здоровья людей. Однако провозгласить эту цель недостаточно. Необходима специальная структура целеполагания, раскрывающая способ достижения этой цели и включающая определение:

состава подлежащих решению задач (что делать?);

научно-технического и производственного потенциала, необходимого для их решения (кому и при помощи чего делать?);

критериев эффективности, с помощью которых осуществляется выбор путей достижения цели и способа использования имеющегося потенциала (как делать?).

Для того чтобы эта программа не осталась «декларацией благих намерений», необходимо подкрепить ее инструментами реализации (второй элемент). К числу этих элементов относятся:

нормативно-правовые (законы, постановления органов государственной власти и управления, стандарты, договоры);

экономические (бюджетные ассигнования, платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, налоги, льготы по ним, система финансирования природоохранной деятельности через внебюджетные и благотворительные фонды, система премирования);

информационные (прогресс в знаниях, информационное обеспечение), обеспечивающее объективное и современное информирование о готовых к внедрению ресурсосберегающих технологиях, об имеющихся отходах и возможностях их использования, содействие научному обмену и переносу знаний между различными видами деятельности;

социально-психологические (образование, воспитание, возрождение традиций, развитие культуры).

Третьим элементом природоохранной политики является учет особенностей различных системных уровней, на которых реализуется эта политика. Этими уровнями являются: личность, предприятие как основной субъект хозяйственной деятельности, город как территориальная социально-экономическая система, регион (экономический район, область).

    Немного больше по теме

    Последствия безработицы и основные направления ее регулирования
    Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях занятость и труд, качество и состояние экономически активного населения являются важнейшими факторами устойчивого поступательного движения экономики. Показатели занятости и безработицы входят в число ключевых макроэкономических показателей, на основании которых оцениваются существующие тенденции и перспективы ро ...